Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК)

Рекомендации парламентских слушаний «О законодательном обеспечении мер, гарантирующих безопасность среды обитания человека»

21 марта 2010 - Администратор

11 марта 2010 г. Государственная Дума. Скачать и распечатать (*.doc 337 Kb)

Рекомендации Парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении мер,  гарантирующих безопасность среды обитания человека».
 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей специализированных, научных и общественных организаций публичное обсуждение вопросов законодательного обеспечения мер, гарантирующих безопасность среды обитания человека, участники заседания парламентских слушаний отмечают следующее.

 

Глава 2 Конституции Российской Федерации содержит положения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, защита которых гарантируется государством, среди них и права на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья.
 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, определены основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека, включающие такое направление, как создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.

В соответствии с Концепцией для реализации данного направления необходимо установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека; нормативы допустимой антропогенной нагрузки; разработать специальные экологические медико- биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека; осуществлять специализированный мониторинг.

Среди инструментов, с помощью которых обеспечивается реализация названных выше мер - ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганда здорового образа жизни.

 

Федеральные законы от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятных условий жизнедеятельности человека, благоприятной окружающей среды и экологической безопасности как одни из основных условий реализации указанных выше конституционных прав граждан.

 

Экологические требования, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», направлены прежде всего на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, а санитарно- эпидемиологические требования, установленные Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - на безопасность и (или) безвредность факторов среды обитания для человека (его здоровья и жизни). При этом, в отношении безопасности среды обитания человека, экологические и санитарные требования устанавливаются для антропогенных объектов и с ними связанных техногенных процессов, в целях определения их безопасности для человека и степени воздействия на его среду обитания.

 

Эффективная реализация мер, гарантирующих безопасную среду обитания человека, обусловлена развитием законодательства Российской Федерации. Вследствие чего особую значимость имеют меры по совершенствованию и развитию законодательства об охране окружающей среды, о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и об охране здоровья, иного смежного законодательства, позволяющие создавать и внедрять механизмы, способствующие обеспечению безопасной среды обитания человека.

 

Наиболее эффективными законодательными мерами, способствующими обеспечению безопасной среды обитания человека, являются:

  • Выполнение мероприятий в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений;
  • Осуществление нормирования в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического нормирования;
  • Страхование (санитарно-эпидемиологическое, экологическое, медицинское, гражданской ответственности), санитарно-эпидемиологический надзор, экологической контроль, экологический аудит, стандартизация и сертификация (включая сертификацию систем экологического менеджмента ИСО 9000 и 14000), экологический и социально-гигиенический мониторинг.

 

В отношении законодательного обеспечения выполнения мероприятий в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений следует обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 30 января 2009 года № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство и эксплуатация зданий и сооружений должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в данном законе и в проектной документацией. При этом, положения статей 19 и 32 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливающие требования к зданиям и сооружениям в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, носят декларативный характер и отсылают к выполнению требований, указанных в проектной документации.

 

Однако, в настоящее время, подготовка проектной документации, в части обоснования мероприятий по охране окружающей среды и отдельных мероприятий в области санитарии, осуществляется в соответствии с принятыми до введения в действие Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87) государственными стандартами системы проектной документации для строительства, а также государственными стандартами единой системы конструкторской документации и иными действующими техническими документами.

Данный факт не способствует совершенствованию системы охраны здоровья населения и приводит к дальнейшему обострению экологических проблем. Кроме того, Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию не содержит конкретный перечень всех мероприятий, предусмотренных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечивающих выполнение санитарно-эпидемиологических требований (например, производственный контроль и т.д.).

 

Также требуют совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического нормирования.

В Российской Федерации до настоящего времени остается неурегулированной проблема с введением экологического нормирования, основанного на единых принципах выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Требование по переходу к экологическому нормированию заложено в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и является необходимым условием формирования эффективного экологического сектора экономики.

 

Используемые в России нормативы качества окружающей среды, определяющие ее нормальное состояние и позволяющие установить отклонение от нормы, основаны на санитарно-гигиенических показателях. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, опирающиеся на показатели хозяйственной деятельности и нормативы допустимой антропогенной нагрузки, отражающие совокупное воздействие всех источников негативного воздействия на определенной территории до настоящего времени не разработаны. Их отсутствие препятствует возможности обеспечить эффективную оценку воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 2063-р Правительством Российской Федерации в июне 2010 года запланировано внесение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)». Ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта является Минприроды России.

 

Вместе с тем, традиционно сложившийся в нашей стране и законодательно закрепленный акцент на установление и использование системы «гигиенического нормирования», как единственного инструмента управления качеством окружающей среды, условиями труда, средой обитания и здоровьем населения, а также ряд объективных и субъективных причин, привели к тому, что концепция оценки рисков, связанных с безопасностью среды обитания человека, не получила должного развития в качестве практического инструмента в деятельности научных и практических учреждений.

Сложившаяся катастрофическая ситуация с загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья людей во многих регионах России, неэффективность природоохранных мероприятий и недостаточная гигиеническая обоснованность мер безопасности, разрабатываемых без четких количественных критериев, потенциального и реального ущерба для здоровья, несоблюдение гигиенических нормативов, а в ряде случаев недостижимость некоторых гигиенических нормативов, требуют изменения и переноса акцентов с проблем гигиенического нормирования на количественную оценку потенциальной и реальной опасности (рисков) воздействия факторов среды обитания на человека.

Страницы: 1 2 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад